Прокладывая новые пути...
Профессия машинист дорожно-строительных машин
... Говорят в автодорожном:
После выпуска, возможно,
Нам доверят трассу к солнцу проложить!
Значит, надо нам, ребята,
Быть готовым, как солдатам,
Даже в юной жизни что-то совершить...
М. Зиньковский
Современный мир – это мир машин, и люди, управляющие машинами, по сути, управляют миром. Это особенно актуально, когда речь идет о специалистах по управлению дорожными и строительными машинами, ведь эти механизмы создают основу любой инфраструктуры. Без дорог, зданий, коммуникаций жизнь человека превратилась бы в сплошные мучения! А значит, человек с профессией машинист дорожно-строительных машин просто не имеет шансов на безработицу и бедность.
История этой профессии неразрывно связана с историей производства самой спецтехники. Еще в годы первой пятилетки в Советском Союзе впервые было начато производство строительных и дорожных машин. В 1930 году появился специальный трест дорожного машиностроения, в который вошли шесть заводов: Онежский, Одесский, Краснодарский, Кременчугский, Рыбинский и Николаевский. Однако дорожных машин все равно не хватало, так как объемы строительства дорог и промышленных объектов в годы индустриализации росли невероятным темпом. Поэтому в 1928 – 1930 годах Советский Союз закупал за границей (в США, Франции, Германии, Англии) экскаваторы, катки, бетоно- и асфальтосмесители, автомобильные и прицепные гудронаторы и другие машины. Во время Великой Отечественной войны производство мирных машин было фактически остановлено. Однако в послевоенные годы объемы их производства начали резко возрастать. Работа шла не только над количеством, но и над качеством – модернизировались системы управления, начали широко применять пневматику и гидравлику, а позже и гидростатический привод. Сегодня Россия успешно производит собственную спецтехнику, а также активно закупает за рубежом – в Германии, США, Китае, Южной Корее.
Современные машины – это роскошные механизмы со сложной электроникой. Изменились не только машины, поменялись технологии строительно-монтажных работ, повысились темпы возведения объектов, появились новые методы ведения работ, а также выросли требования к производительности труда. Поэтому сегодня машинист ДСМ – это человек ценной профессии, в которой важны профессиональная инициатива, самостоятельность мышления и высокая степень ответственности.
Итак, чем же занимается машинист ДСМ? Это квалифицированный рабочий, который выполняет строительные, земляные, дорожные работы с помощью бульдозеров, экскаваторов одноковшовых и роторных, скреперов, самоходных катков с гладкими вальцами, уплотняющих и планировочно-уплотняющих машин, трубоукладчиков. Кроме того он ведет слесарные работы по ремонту различных дорожно-строительных машин и тракторов.
Характер и условия труда этих специалистов меняются год от года. В первую очередь перемены касаются качества техники. На смену допотопным экскаваторам, бульдозерам и каткам пришли новые машины, в которых помимо улучшенных характеристик и расширенного функционала много внимания уделяется условиям труда машиниста. Усилена шумоизоляция кабины, есть системы очистки и охлаждения воздуха, снижена вибрация, да и сама система управления стала удобнее – в современных машинах не нужно дергать рычаги, все манипуляции производятся с помощью кнопок и джойстиков. Даже специалисты со стажем приходят в восторг от современной техники, говорят, что любой мальчишка, который любил в детстве играть в машинки, влюбится в эту профессию раз и навсегда.
В Новосибирске получить профессию машинист ДСМ можно в техникуме автосервиса и дорожного хозяйства (http://xn--80ailszv.xn--p1ai/) на отделении дорожно-строительных машин и механизмов. Заместитель директора техникума по научно-методической работе Михаил Романченко отмечает, что помимо диплома выпускники получают удостоверения машиниста бульдозера, машиниста фронтального погрузчика, машиниста ковшового экскаватора, машиниста автогрейдера, машиниста катка с гладкими вальцами. Занятия проводятся в мастерских, на дорожном участке техникума, полигоне (трактородроме), а последний этап – на участке предприятия. Конечно же, теория здесь чередуется с практикой. На самом предприятии сейчас имеется современная техника, с помощью которой студенты овладевают специальностью. Между прочим, как отмечают в техникуме, почти 100% выпускников работают по специальности, получая зарплату от 40 тысяч рублей в месяц.
Востребованность специалистов подтверждают и те данные, которыми располагает ведущий инспектор отдела анализа рынка труда ГКУ НСО ЦЗН г. Новосибирска Дмитрий Зиновьев. По его словам, машинисты дорожных и строительных машин – общее наименование востребованных рабочих профессий на рынке труда города. В них на данный момент нуждаются 22 организации. В частности, в базе данных имеется 11 вакансий для машиниста бульдозера, 35 вакансий для машиниста автогрейдера, 39 вакансий для машиниста экскаватора, и этот список можно продолжить. Требования к опыту работы предъявляют 80% работодателей, к профессиональному образованию – больше половины.
В условиях кадрового дефицита компании вынуждены повышать квалифицированным специалистам зарплаты, завлекать хорошим соцпакетом. «Это немаловажно, – отмечает директор по персоналу и социальным вопросам ООО МСУ 78 (относится к ОАО ПМСП «Электрон») Николай Медов. – Рабочий должен чувствовать себя человеком, трудиться в нормальных условиях. В частности, на нашем предприятии все продумано и в сфере питания (есть столовая), и в сфере лечения (поликлиника, оплачивается 50% стоимости лекарств». Однако, по словам Медова, в первую очередь, компания заинтересована в крепких специалистах. Молодежь здесь стараются принимать толковую. В идеале, человек должен после небольшого адаптационного периода сесть на машину, как полноценный работник. «Тяжело, ответственно, но зато это работа, которая позволяет кормить семью», – подчеркивает Медов.
Кстати, заработать деньги эта профессия поможет в любой стране. Представьте себе, в Германии и США машинисты ДСМ сегодня также нужны, как и у нас. Так что востребованность в любой точке мира машинистам ДСМ гарантирована, что важно сегодня для мобильных молодых людей, которые мечтают посмотреть мир! Ну, а успешность зависит от способности человека изучить все нюансы этой профессии и стремления шагать в ногу с прогрессом. Ни одна отрасль не отличается столь бурным развитием, как мировое машиностроение. Современная мощная компьютеризированная техника может делать абсолютно все, но, конечно, при условии, что управляют ею настоящие профессионалы.
Государственное автономное учреждение
Новосибирской области
«Центр развития профессиональной карьеры»