Суббота, 23.11.2024, 22:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр дополнительного образования детей Барабинского района Новосибирской области

Положение об учебном кабинете МКОУДО "ЦДОД"

I. Общие положения.

Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по виду деятельности, оптимизация его во всех звеньях. От условий, в которых протекает совместная деятельность педагога и обучающегося, зависит решение методических проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Исходя из этого определяются задачи учебного кабинета:

1) создавать все необходимые условия для овладения ЗУН на занятии, самостоятельно, индивидуально или в группе;

2) соответствовать специфике деятельности творческого объединения с тем, чтобы в единицу времени, затрачивая минимум энергии и средств, можно было бы достичь лучших результатов (требование педагогической эргономики);

3) позволять добиваться запланированных результатов при определенных затратах сил, времени педагога и учащихся, используя при этом прогрессивные методы, организационные формы, средства обучения;

4) отвечать требованиям научной организации труда (НОТ) педагога и учащихся на занятии и служить определённым дидактическим и воспитательным целям.

Любой учебный кабинет в соответствии с функциональным назначением оборудуется системой средств обучения, мебелью, приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом. Главное в учебном кабинете – рациональная организация всех рабочих зон (рабочих мест обучающихся, рабочего места педагога, экспозиционной, демонстрационной зон, зоны хранения средств обучения).

II. Оборудование кабинета.

Оборудование кабинета должно быть правильное, рациональное с точки зрения эргономических, гигиенических, антропометрических требований и способствовать повышению производительности труда. Из шкафов наиболее пригодными для учебных целей следует считать секционные шкафы, специально предназначенные для оборудования учебных кабинетов.

Мебель в учебном кабинете должна быть подобрана с учётом антропометрических данных.

1. Оборудование рабочего места учащегося

В учебном кабинете должно быть рабочих столов и стульев по числу учащихся. Стулья ученические, деревянные, консольной конструкции. Формы и размеры сиденья и спинки стула обеспечивают правильную посадку, опору для спины. Оборудование рабочего места учащегося должно быть подобрано с учётом возрастных групп учащихся.

Для хранения пособий кабинеты оснащаются специальными приспособлениями, мебелью.

2. Оборудование рабочего места педагога

Стол должен иметь достаточную рабочую поверхность для следующих видов деятельности: фиксирования отдельных моментов в тетради наблюдений, журнале, подготовки к занятиям, составления плана, ведения наблюдений за учебным процессом и т. д.

З. Классная доска

Классная доска должна обладать определёнными свойствами, которые соответствуют специфике учебного процесса, функциональным особенностям и роли различных средств обучения при их комплексном использовании.

Классная доска также служит для демонстрации различных средств наглядности. Она занимает почти всю переднюю стену. Поэтому именно на доске должны быть предусмотрены приспособления для демонстрации, например, картин, таблиц. С этой целью могут быть использованы роликовые держатели или магниты, если на доске есть железный лист. Крепление таблицы, картины таким образом удобно и требует минимальных усилий и времени, что отвечает требованиям научной организации труда.

4. Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий и экспозиция в учебном кабинете

Размещение, систематизация и хранение средств обучения в кабинете должно соответствовать научной организации труда. То есть всё оборудование хранится таким образом, чтобы педагог в любой момент мог быстро найти и подготовить любой предмет учебного оборудования к использованию на занятии.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и годам обучения. Демонстрационные пособия и раздаточный материал хранятся отдельно, в специально предназначенных для этого шкафах. Для хранения аудиовизуальных средств обучения необходимо иметь специальные приспособления. СD – диски, грампластинки должны храниться в конвертах в вертикальном положении. Аудио - и видеокассеты хранятся в шкафах также в вертикальном положении, а диафильмы в специальных ящиках с ячейками.

Все пособия систематизируются по темам и годам обучения, нумеруются. Для каждого вида пособия составляется список, где указывается название темы, год обучения, название пособия, его номер, чтобы педагог мог быстро без труда отыскать необходимое ему пособие. Все пособия вносятся в картотеки (по темам, по годам) и в общий каталог средств обучения, имеющихся в кабинете. Каждый раз указывается присвоенный пособию номер. Таблицы хранятся в кабинете.

Большую помощь в научной организации учебно-воспитательного процесса может оказать картотека подготовки педагога к занятию. В такой картотеке на каждое конкретное занятие разрабатываются (в соответствии с определёнными учебно-воспитательными задачами) методы, организационные формы, средства обучения, намечаются конкретные упражнения, кадры экранных пособий, фрагменты звуковых пособий и пр. Последовательность их включения в учебно-воспитательный процесс, их рациональное сочетание.

5. Книжный фонд

Важнейшим средством обучения является книжный фонд кабинета. В нём можно выделить три основные группы книг:

1) для учащихся,

2) педагога,

3) учащегося и педагога.

В первую группу книг входят книги для чтения, различные пособия. Кроме того, к этой группе относится научно-популярная литература.

В книжный фонд для педагога необходимо включить методическую литературу по направленности творческого объединения, а также общепедагогическую и психологическую литературу, пособия по организации досуговой и воспитательной деятельности.

В третью группу входят словари и справочники, пособия для поступающих в вузы, периодические издания, дидактический материал, дополнительная литература.

Новинки могут быть экспонированы на специальном стенде.

Созданный книжный фонд помогает оптимизировать образовательный  процесс, стимулировать активность, самостоятельность, формировать у обучающихся навыки работы со словарём, справочниками, научной литературой.

6. ТСО

Внедрение в практику обучения различных технических и информационных средств позволяет в значительной степени активизировать учебный процесс. Аппаратура может находиться в кабинете или доставляться в него по мере необходимости. Если кабинет оснащён техническими средствами обучения, то необходимо иметь устройство для зашторивания.

Для успешного использования ТСО на занятии необходимы:

– специальная подготовка педагога;

– современная аппаратура.

Для эффективного использования ТСО на занятии немаловажное значение имеет умелая работа педагога. Педагог должен уметь: пользоваться любыми видами теле-, аудио-, видеоаппаратуры; уметь делать запись или перезапись с любого источника звука. От его уверенных и умелых действий на занятии зависит не только исправность техники, но и чёткая организация учебного процесса с использованием ТСО.

7. Экспозиция в учебном кабинете

Экспозиция должна иметься в каждом кабинете. Она, прежде всего, определяет внешний вид кабинета. Красиво, со вкусом оформленные стенды, продуманное расположение экспонатов, подбор цветов – всё играет важную роль в решении задач эстетического воспитания учащихся.

Однако этим не ограничивается роль экспозиции в кабинете. Стенды с экспозиционными материалами следует рассматривать не только как часть интерьера кабинета, но и как своеобразное средство обучения и воспитания. Экспозиция используется для информации, которая позволяет учащимся пополнить знания об изучаемом предмете, организует самостоятельную деятельность обучающихся с помощью продуманных заданий и инструкций. Она облегчает включение в учебный процесс самодельных средств обучения.

Воспитывающая функция экспозиции реализуется через содержание отобранных экспонатов: поделки, афиши, материалы об изучаемом предмете, и др.

По назначению можно выделить следующие группы стендов:

1) расширяющие представление учащихся о предмете;

2) по материалам текущей периодики;

3) по отдельным вопросам программы;

4) с материалами по учебным темам.

Экспонаты, используемых в экспозиции:

– изобразительный материал (рисунки, картины, фотографии, открытки);

– текстовый материал (подписи к иллюстрациям);

– инструктивный материал (разного вида задания для работы).

Соотношение текстового и изобразительного материала на стендах решается с учетом особенностей восприятия информации. Читать большие по объему тексты стоя неудобно. Именно поэтому на стендах, как правило, должен преобладать изобразительный материал, а текст должен быть небольшого объема. Характер текстового и изобразительного материала зависит от назначения стенда.

Экспонаты для экспозиции отбираются педагогом с учетом уровня подготовки учащихся. С помощью стенда можно проводить различные викторины и мониторинги.

В каждой темы стенд может быть использован для экспонирования итоговых работ обучающихся.

Отбирая материал для экспозиции и решая вопрос его оформления, необходимо иметь в виду особенности восприятия экспонатов стенда. Прежде всего, важно избегать перегруженности кабинета экспозиционными материалами. Отобранные экспонаты должны быть красиво оформлены и продуманно расположены. Четко и красиво оформленные подзаголовки помогут обучающимся ориентироваться в информации стенда. Они исполняют роль своеобразных сигналов, ориентиров в процессе восприятия. Продуманное цветовое решение экспозиционных материалов имеет большое значение. Следует помнить, что красный цвет целесообразно использовать не для выделения названия стенда, а для акцентирования внимания обучающихся на какой-либо важной информации. При выборе цветового оформления стендов следует помнить о необходимости избегать как пестроты (использовать не более двух-трех цветов), так и монотонности. Название стендов желательно писать крупными буквами. Причем шрифт названий и подзаголовков должен быть выполнен в одном стиле. При подготовке заданий, информационных и инструктивных текстов желательно набрать их на компьютере. При этом объем текстов не должен превышать половины печатной страницы.

Важным требованием к работе со стендами является периодическая смена экспонатов. Материалы, которые экспонировались на стендах, желательно сохранять, чтобы можно было их повторно использовать спустя некоторое время.

Хорошо продуманная экспозиция и систематическое использование её в учебном процессе способствуют нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся, расширяют кругозор, углубляют знания учащихся по предметам.

III. Финансирование

Оснащение учебного кабинета осуществляется за счёт годовой сметы учреждения, а также родительских средств, по решению родительского комитета творческого объединения. Фонд учебного оборудования пополняется пособиями, сделанными или приобретенными педагогом.

IV. Руководство. Заведующий учебным кабинетом

Заведующий кабинетом координирует работу вверенного ему помещения и является материально ответственным лицом за все находящееся в нем оборудование. Делает записи в инвентарной книге. Он следит за исправностью мебели, приспособлений для демонстрационных пособий, раздаточного материала, экспонирования.

V. Сохранность кабинета

Оборудованный и оформленный кабинет представляет собой сложное хозяйство, которое требует повседневного внимания. За сохранность кабинета отвечают заведующий кабинетом и учащиеся, занимающиеся в данном кабинете. Также полную ответственность за сохранность кабинета несут педагоги, проводящие занятия в этом кабинете.

VI. План развития кабинета

В каждом кабинете необходимо иметь перспективный план развития кабинета на 3–5 лет, в котором предусматриваются мероприятия по совершенствованию и развитию кабинета на каждый год.

VII. Требования к учебному кабинету

Эффективность работы в условиях учебного кабинета во многом зависит от соблюдения следующих требований:

– своевременного включения в учебный процесс имеющихся в кабинете книг и наглядных пособий;

– комплексного использования средств обучения;

– систематической организации самостоятельной работы учащихся с книгами и дидактическим материалом;

– дифференциации заданий для самостоятельной работы учащихся с книгами и дидактическим материалом;

– активизации познавательной деятельности учащихся в процессе использования каждого средства обучения.

В условиях грамотно, рационально оборудованного кабинета расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формирования прочных навыков и умений, для осуществления нравственного воспитания учащихся.

 

 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0