Цель: совершенствовать навыки учащихся безопасного поведения на водоёмах.
Задачи:
- раскрыть причины несчастных случаев на воде, на льду;
- дать представление о действиях в опасных ситуациях;
- воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на водоёмах в разное время года.
Оборудование: демонстрационные плакаты, карточки для учащихся, памятки, жетоны.
Ход занятия
Организационный момент
В зал входят учащиеся, выбирают жетоны, рассаживаются соответственно выбранным жетонам.
— Сегодня у нас необычное занятие. Занятие - игра. Ваши команды будут получать за правильные ответы жетоны. Послушайте загадку и определите тему нашего занятия:
— Много её - беда!
Мало её - беда!
Нужна нам всегда больше, чем еда!
(Вода)
— Вы правы. И сегодня речь пойдёт именно о воде. О том, как она нам помогает и какие несёт опасности. Вы научитесь пользоваться водой себе во благо, а не во вред.
Тематическая беседа:
— Когда плохо, что воды мало?
(Когда засуха, в походе, в пустыне и т.д.)
— Сколько времени можно прожить без воды?
(На доске висят картинки и надпись: человек – 3 дня, верблюд – 8 дней. Человеку требуется 3 литра воды в день).
— Когда плохо, если воды много?
( Сильные дожди, наводнения, прорвало трубу и т.д.)
— Совсем скоро станет холодно, и водоёмы покроются льдом. Вот, наверное, замечательная пора, когда человеку не грозит опасность на реке. Согласны?
( На доске появляется картинка «Переход замёрзшего водоёма»)
— Мы часто слышим сообщения о несчастных случаях на воде в разное время года. Каждой группе предлагается собрать картинку, определить время года, рассказать, как должен поступать человек в данной ситуации.
(Заслушиваются ответы детей)
Физминутка («Рыбки плавали в пруду….»)
— Есть такое время года, когда можно будет отдыхать, купаться на речке, загорать. Нам очень хочется, чтобы отдых прошёл без сложностей. Давайте вспомним правила поведения на воде в летнее время. (Дети дают ответы, каждой команде, правильно ответившей, даётся жетон). Педагог обобщает ответы детей (на доске – картинки).
— Знаете ли вы, что часто тонут люди, умеющие хорошо плавать? Как вы думаете, почему это происходит?
(Дети: потому, что не соблюдают правила безопасности на воде)
— Давайте послушаем и запомним основные правила поведения на воде.
Дети читают стихи:
1)Если ты не научился ловко плавать и нырять-
Не рискуй, совет послушай:
«Далеко не заплывать!»
2) Если очень захотелось тебе где-то понырять-
То возьми с собой мамулю, она будет наблюдать!
3) Не толкайтесь на воде, не толкайтесь в море,
Чтобы с вами не случилось ненароком горе.
4) Если ты покушал плотно, в воду сразу не иди.
Полежи – ка ты в тенёчке, посиди и отдохни.
5) Не дыши ты под водой - захлебнуться можно!
Под присмотром ты ныряй. Только — осторожно!
6) Если видишь ты буйки - не для шалости они!
Знаки надо уважать! За буйки не заплывать!
Конкурс для команд «Нарисуй знак «Безопасность на воде!»
Игра «Что я возьму на пляж?»
— Сейчас, ребята, мы проверим, как вы умеете собираться на пляж. Каждая команда выбирает карточки с названием предметов, необходимых для похода на пляж и объясняют свой выбор.
Учитель обобщает выводы детей. На доске появляются слова:
1-спасательные средства
2-вспомогательные средства
3-предметы для удобства
4-предметы, которые нельзя с собой брать
Беседа о данных понятиях.
Конкурс «Распредели предметы» (на партах лежат картинки и ватман, нужно выбрать картинки к каждой группе и правильно наклеить на ватман по названиям групп).
Физминутка
— Не только родители заботятся о вашей безопасности во время отдыха у водоёма, но и люди специальных профессий. Вы знаете, как называются эти профессии?
(Водолазы, спасатели и др.)
— Послушайте рассказ водолаза и ответьте на вопрос: какие правила безопасности нарушили дети?
РАССКАЗ ВОДОЛАЗА (можно инсценировать)
Глеб Иваныч - водолаз, в день нырял по 20 раз.
Спас он 240 взрослых и детей 3000 спас.
У него медаль и орден, но махнул он на медаль:
— Если кто-нибудь утонет - это будет очень жаль!
Целый день сижу на вышке, хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах, то нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки и идут на дно реки…
Я искал бы лучше клад! Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке заместо рыбы должен я ловить ребят…
В общем, я скажу всем так, что купанье - не пустяк!
Так закончил свой рассказ Глеб Иваныч водолаз.
Вопрос:
— Что приходилось наблюдать водолазу?
(Каждой команде за правильный ответ-жетон)
Игра «Мозаика»
Собрать картинку пот правилам безопасности на воде и объяснить.
— Иногда, даже соблюдая правила безопасности на воде, могут произойти неприятности. Главное - не надо паниковать и надо вспомнить основные правила.
Практическая часть:
Как избавиться от судорог.
1) Позовите на помощь людей.
2) Постарайтесь глубоко вдохнуть воздух, расслабиться и свободно погрузиться в воду.
3) Возьмитесь двумя руками под водой за голень сведённой ноги, с силой согните колено, а затем выпрямите ногу с помощью рук, делая это несколько раз, пока хватает дыхания.
4) При продолжении судорог до боли щипайте голень ноги.
5) Захватите двумя руками большой палец ноги и потяните на себя.
6) После прекращения судорог смените стиль плавания, полежите некоторое время на спине, затем медленно плывите к берегу.
Если вы захлебнулись водой.
1) Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.
2) Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками
3) Очистите рот и нос от воды, сделайте несколько глотательных движений.
4) Восстановите дыхание, ложитесь на живот, двигайтесь к берегу.
5) При необходимости позовите на помощь людей.
Если вы увидели тонущего человека.
1) Привлеките внимание окружающих громким криком «Человек тонет!»
2) Бросьте ближе к утопающему спасательный круг, резиновую камеру и т.д.
3) Вызовите скорую помощь.
4) Если утопающий рядом с вами- не дайте ему схватить вас за шею или руку, подплывите к нему сзади и схватите за волосы. Переверните на спину, приподнимите голову.
Народная мудрость гласит «От глупого риска до беды близко!»
Обобщение:
— К сегодняшнему занятию вы подготовили интересные рассказы об отдыхе на воде в любое время года. Как вы думаете, почему у всех такие весёлые и счастливые истории? (Дети дают свои ответы). Педагог обобщает:
— Все соблюдали правила безопасности поведения на воде, поэтому отдых прошёл удачно и весело.
— А теперь давайте подведём итог, какая команда набрала больше жетонов.
Награждение. Гости и участники получают памятки о правилах безопасного поведения на воде