Суббота, 23.11.2024, 22:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр дополнительного образования детей Барабинского района Новосибирской области

Педагогические чтения "Развитие одаренности в системе дополнительного образования детей"

28 мая в Центре дополнительного образования детей состоялись педагогические чтения по теме: "Развитие одаренности в системе дополнительного образования детей". 

Устюгова Т.Н., педагог дополнительного образования отдела спорта, туризма и технического творчества.

Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной, оригинально мыслящей личности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями.

          Одаренные дети сразу выделяются из общей массы. И порой именно они «заставляют» педагога выбирать неординарные формы и методы работы, подбирать интересные и сложные задания.

Мой учебный предмет – информатика, а именно «компьютерная графика» обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности.

В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве также важно при работе с одаренными детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.

И именно мы дополнительное образование можем сделать это.

         Поэтому моя задача - своевременное выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей.

         У каждого педагога свои методы и формы работы с одаренными детьми.

Однако, каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ребенка.

  Как и многие педагоги, я заинтересована в развитии одаренных детей на своих занятиях. 

Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих этапов, которые представлены на слайде

 1. выявление одаренных детей;

  2. определение вида одаренности: творческая или интеллектуальная;

3. построение индивидуальной траектории развития способностей ученика;

4. создание условий на занятиях для развития одаренности;

5. развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, исследовательская работа, индивидуальные проекты).

Работа с одаренными детьми на моих занятиях  ведется с помощью трех подходов:

  • дифференцированный подход
  • проблемное обучение
  • проектная деятельность

 

  • происходит активизация обучения
  •  обучение приобретает творческий, исследовательский характер
  • происходит  передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности
  •   происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

  • по содержанию задания
  • по форме организации работы на уроке
  • по способу педагогической поддержки
  • по способу восприятия информации

Например,

При изучении темы «Графический редактор Paint», выполняя практическое задание с использованием графических операторов, возможна дифференциация по содержанию задания.

При проблемном обучении. Усвоения новых знаний происходит как самостоятельное открытие учащимися с помощью педагога.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Например, при изучении темы «Новогодний коллаж», а именно  создание циферблата на часах, учащиеся не получают от педагога инструктажа по вводу римских цифр. Столкнувшись с проблемой набора текста, содержащего римские цифры, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации.

 Педагог не оказывает поддержки в решении данной проблемы.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с различными графическими редакторами, учатся оформлять фотографии различными способами, и в конце учебного года создают проект фотоальбом.

Так же при работе с одаренными детьми использую стратегию ускорения. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью.
Учащемуся, заинтересовавшемуся более сложным графическим редактором нельзя сказать, ты не спеши, этим мы займёмся позже.

Нужно помочь ему проявить самостоятельность в достижении необходимых знаний, направить, подсказать. Поэтому таким учащимся предлагаю заниматься дистанционно-самостоятельно по курсу Магия Адоб фотошоп.
Научно-исследовательскую деятельность повышает у учащихся мотивацию учебной деятельности. При этом дети учатся работать с литературой, учатся представлять результаты своей работы перед компетентной аудитории.

Также  одаренных учащихся, я условно делю их на две  группы: творческие личности и интеллектуалы.

Учащиеся с творческой одаренностью хорошо рисуют, у них развиты художественно-эстетические способности, они способны поиску нестандартных подходов к решению задачи. 

На занятиях для развития творческих способностей учащихся я стараюсь построить учебную деятельность так, чтобы ребѐнок мог максимально самореализоваться.

  Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя  - научить учиться

Например, на уроках графики я показываю учащимся коллаж, они удивляются и спрашивают «Как это сделать?». Затем ребята либо сами доходят до истины, либо просят объяснить технологию создания данного рисунка, с удовольствием «поглощая знания».

После нескольких практических заданий даю им творческие работы. Такие учащиеся берутся за любую интересную им работу: создание необычных коллажей, красочных открыток, интересных презентаций.

Здесь главное для педагога понять задумку ребенка и направить его на путь успешной реализации проекта. Педагогу в данном случае принадлежит руководящая роль.

Задания необходимо предлагать с нарастающей степенью трудности и самостоятельности. По каждому виду работы давать краткие указания, постепенно расширяя и углубляя знания ребят о рациональных приемах создания проекта.

 Интеллектуалы имеют более высокие по сравнению с большинством ребят  умственные способности, восприимчивость к учению. Им свойственно быстрое усвоение материала, пропадание интереса при решении однотипных базовых задач.

 Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, стремятся к решению сложных задач, требующих нестандартного мышления.

Так мною осуществлялось сопровождение учащихся в дистанционной школе программирования «Осень 2013», что позволило учащейся Шагбановой Ренате получить диплом № степени.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей постоянного роста, педагогической гибкости.

Дети - это неогранёный бриллиант, и одна из граней принадлежит дополнительному образованию, и именно от педагога зависит насколько ярко засверкает эта грань.

Малова Н.В. педагог дополнительного образования отдела культуры и досуга.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо выделить наиболее способных детей и создать условия для их развития.

Современная система обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать,  организовывать,  координировать,  консультировать,  контролировать – постепенно научив его приобретать знания самостоятельно, пользоваться ими для непрерывного самосовершенствования. Так достигается качественное и эффективное образование, развитие интеллектуального потенциала ребенка. Развитие творчества детей – одна из главных задач дополнительного образования, поэтому особое место отводится развитию художественной, практической, социальной одаренности у детей. 

При работе с одаренными детьми: учитель должен создавать атмосферу эмоциональной вовлеченности возбуждающей интерес к предмету; закладывать основы мастерства, отрабатывать с ребенком технику исполнения. На современном этапе наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Работа с одаренными детьми осуществляется в три этапа.
I этап – анамнестический – на первой ступени обучения - выявление одаренных детей, учитывая их успехи в какой-либо деятельности.
По результатам  различных конкурсных, творческих работ, а также в ходе беседы с учителем.
II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей и особенностей ребенка. 
III этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогу, задача которого - сформировать и углубить способности ученика.

Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.

Успешный учитель для одаренных детей – это прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
В рамках индивидуальных программ обучения одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным разделам декоративно прикладного искусства.
Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:

– учитывать интересы одаренного ребенка

– поддерживать и развивать самостоятельность в учении; 

– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности. С бисером я работаю на протяжении последних пяти лет. Учащимся очень нравится это увлекательное занятие. Работы детей мы показываем на творческих выставках в районе, в области. Чтобы в дальнейшем развивать это направление, для одаренных детей я предлагаю свою авторскую программу по «Бисерное рукоделие»

 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0