Педагогические чтения "Развитие одаренности в системе дополнительного образования детей"28 мая в Центре дополнительного образования детей состоялись педагогические чтения по теме: "Развитие одаренности в системе дополнительного образования детей". Устюгова Т.Н., педагог дополнительного образования отдела спорта, туризма и технического творчества. Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной, оригинально мыслящей личности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Одаренные дети сразу выделяются из общей массы. И порой именно они «заставляют» педагога выбирать неординарные формы и методы работы, подбирать интересные и сложные задания. Мой учебный предмет – информатика, а именно «компьютерная графика» обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве также важно при работе с одаренными детьми, как и повышение их интеллектуального уровня. И именно мы дополнительное образование можем сделать это. Поэтому моя задача - своевременное выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей. У каждого педагога свои методы и формы работы с одаренными детьми. Однако, каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ребенка. Как и многие педагоги, я заинтересована в развитии одаренных детей на своих занятиях. Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих этапов, которые представлены на слайде 1. выявление одаренных детей; 2. определение вида одаренности: творческая или интеллектуальная; 3. построение индивидуальной траектории развития способностей ученика; 4. создание условий на занятиях для развития одаренности; 5. развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, исследовательская работа, индивидуальные проекты). Работа с одаренными детьми на моих занятиях ведется с помощью трех подходов:
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
Например, При изучении темы «Графический редактор Paint», выполняя практическое задание с использованием графических операторов, возможна дифференциация по содержанию задания. При проблемном обучении. Усвоения новых знаний происходит как самостоятельное открытие учащимися с помощью педагога. Педагог не оказывает поддержки в решении данной проблемы. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с различными графическими редакторами, учатся оформлять фотографии различными способами, и в конце учебного года создают проект фотоальбом. Так же при работе с одаренными детьми использую стратегию ускорения. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Нужно помочь ему проявить самостоятельность в достижении необходимых знаний, направить, подсказать. Поэтому таким учащимся предлагаю заниматься дистанционно-самостоятельно по курсу Магия Адоб фотошоп. Также одаренных учащихся, я условно делю их на две группы: творческие личности и интеллектуалы. Учащиеся с творческой одаренностью хорошо рисуют, у них развиты художественно-эстетические способности, они способны поиску нестандартных подходов к решению задачи. На занятиях для развития творческих способностей учащихся я стараюсь построить учебную деятельность так, чтобы ребѐнок мог максимально самореализоваться. Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя - научить учиться Например, на уроках графики я показываю учащимся коллаж, они удивляются и спрашивают «Как это сделать?». Затем ребята либо сами доходят до истины, либо просят объяснить технологию создания данного рисунка, с удовольствием «поглощая знания». После нескольких практических заданий даю им творческие работы. Такие учащиеся берутся за любую интересную им работу: создание необычных коллажей, красочных открыток, интересных презентаций. Здесь главное для педагога понять задумку ребенка и направить его на путь успешной реализации проекта. Педагогу в данном случае принадлежит руководящая роль. Задания необходимо предлагать с нарастающей степенью трудности и самостоятельности. По каждому виду работы давать краткие указания, постепенно расширяя и углубляя знания ребят о рациональных приемах создания проекта. Интеллектуалы имеют более высокие по сравнению с большинством ребят умственные способности, восприимчивость к учению. Им свойственно быстрое усвоение материала, пропадание интереса при решении однотипных базовых задач. Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, стремятся к решению сложных задач, требующих нестандартного мышления. Так мною осуществлялось сопровождение учащихся в дистанционной школе программирования «Осень 2013», что позволило учащейся Шагбановой Ренате получить диплом № степени. В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей постоянного роста, педагогической гибкости. Дети - это неогранёный бриллиант, и одна из граней принадлежит дополнительному образованию, и именно от педагога зависит насколько ярко засверкает эта грань. Малова Н.В. педагог дополнительного образования отдела культуры и досуга. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо выделить наиболее способных детей и создать условия для их развития. Современная система обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать – постепенно научив его приобретать знания самостоятельно, пользоваться ими для непрерывного самосовершенствования. Так достигается качественное и эффективное образование, развитие интеллектуального потенциала ребенка. Развитие творчества детей – одна из главных задач дополнительного образования, поэтому особое место отводится развитию художественной, практической, социальной одаренности у детей. При работе с одаренными детьми: учитель должен создавать атмосферу эмоциональной вовлеченности возбуждающей интерес к предмету; закладывать основы мастерства, отрабатывать с ребенком технику исполнения. На современном этапе наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Работа с одаренными детьми осуществляется в три этапа. Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение. Успешный учитель для одаренных детей – это прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. – учитывать интересы одаренного ребенка – поддерживать и развивать самостоятельность в учении; – обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности. С бисером я работаю на протяжении последних пяти лет. Учащимся очень нравится это увлекательное занятие. Работы детей мы показываем на творческих выставках в районе, в области. Чтобы в дальнейшем развивать это направление, для одаренных детей я предлагаю свою авторскую программу по «Бисерное рукоделие»
|
Меню сайта
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |