28 мая в Центре дополнительного образования детей состоялись педагогические чтения по теме: "Развитие одаренности в системе дополнительного образования детей".
Устюгова Т.Н., педагог дополнительного образования отдела спорта, туризма и технического творчества.
Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной, оригинально мыслящей личности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями.
Одаренные дети сразу выделяются из общей массы. И порой именно они «заставляют» педагога выбирать неординарные формы и методы работы, подбирать интересные и сложные задания.
Мой учебный предмет – информатика, а именно «компьютерная графика» обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности.
В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве также важно при работе с одаренными детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.
И именно мы дополнительное образование можем сделать это.
Поэтому моя задача - своевременное выявление одарённости и создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей.
У каждого педагога свои методы и формы работы с одаренными детьми.
Однако, каждый, наверное, согласится с тем, что только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ребенка.
Как и многие педагоги, я заинтересована в развитии одаренных детей на своих занятиях.
Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих этапов, которые представлены на слайде
1. выявление одаренных детей;
2. определение вида одаренности: творческая или интеллектуальная;
3. построение индивидуальной траектории развития способностей ученика;
4. создание условий на занятиях для развития одаренности;
5. развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, исследовательская работа, индивидуальные проекты).
Работа с одаренными детьми на моих занятиях ведется с помощью трех подходов:
|
|
|
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
- по содержанию задания
- по форме организации работы на уроке
- по способу педагогической поддержки
- по способу восприятия информации
Например,
При изучении темы «Графический редактор Paint», выполняя практическое задание с использованием графических операторов, возможна дифференциация по содержанию задания.
При проблемном обучении. Усвоения новых знаний происходит как самостоятельное открытие учащимися с помощью педагога.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Например, при изучении темы «Новогодний коллаж», а именно создание циферблата на часах, учащиеся не получают от педагога инструктажа по вводу римских цифр. Столкнувшись с проблемой набора текста, содержащего римские цифры, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации.
Педагог не оказывает поддержки в решении данной проблемы.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с различными графическими редакторами, учатся оформлять фотографии различными способами, и в конце учебного года создают проект фотоальбом.
Так же при работе с одаренными детьми использую стратегию ускорения. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью.
Учащемуся, заинтересовавшемуся более сложным графическим редактором нельзя сказать, ты не спеши, этим мы займёмся позже.
Нужно помочь ему проявить самостоятельность в достижении необходимых знаний, направить, подсказать. Поэтому таким учащимся предлагаю заниматься дистанционно-самостоятельно по курсу Магия Адоб фотошоп.
Научно-исследовательскую деятельность повышает у учащихся мотивацию учебной деятельности. При этом дети учатся работать с литературой, учатся представлять результаты своей работы перед компетентной аудитории.
Также одаренных учащихся, я условно делю их на две группы: творческие личности и интеллектуалы.
Учащиеся с творческой одаренностью хорошо рисуют, у них развиты художественно-эстетические способности, они способны поиску нестандартных подходов к решению задачи.
На занятиях для развития творческих способностей учащихся я стараюсь построить учебную деятельность так, чтобы ребѐнок мог максимально самореализоваться.
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя - научить учиться
Например, на уроках графики я показываю учащимся коллаж, они удивляются и спрашивают «Как это сделать?». Затем ребята либо сами доходят до истины, либо просят объяснить технологию создания данного рисунка, с удовольствием «поглощая знания».
После нескольких практических заданий даю им творческие работы. Такие учащиеся берутся за любую интересную им работу: создание необычных коллажей, красочных открыток, интересных презентаций.
Здесь главное для педагога понять задумку ребенка и направить его на путь успешной реализации проекта. Педагогу в данном случае принадлежит руководящая роль.
Задания необходимо предлагать с нарастающей степенью трудности и самостоятельности. По каждому виду работы давать краткие указания, постепенно расширяя и углубляя знания ребят о рациональных приемах создания проекта.
Интеллектуалы имеют более высокие по сравнению с большинством ребят умственные способности, восприимчивость к учению. Им свойственно быстрое усвоение материала, пропадание интереса при решении однотипных базовых задач.
Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, стремятся к решению сложных задач, требующих нестандартного мышления.
Так мною осуществлялось сопровождение учащихся в дистанционной школе программирования «Осень 2013», что позволило учащейся Шагбановой Ренате получить диплом № степени.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей постоянного роста, педагогической гибкости.
Дети - это неогранёный бриллиант, и одна из граней принадлежит дополнительному образованию, и именно от педагога зависит насколько ярко засверкает эта грань.
Малова Н.В. педагог дополнительного образования отдела культуры и досуга.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что необходимо выделить наиболее способных детей и создать условия для их развития.
Современная система обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать – постепенно научив его приобретать знания самостоятельно, пользоваться ими для непрерывного самосовершенствования. Так достигается качественное и эффективное образование, развитие интеллектуального потенциала ребенка. Развитие творчества детей – одна из главных задач дополнительного образования, поэтому особое место отводится развитию художественной, практической, социальной одаренности у детей.
При работе с одаренными детьми: учитель должен создавать атмосферу эмоциональной вовлеченности возбуждающей интерес к предмету; закладывать основы мастерства, отрабатывать с ребенком технику исполнения. На современном этапе наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Работа с одаренными детьми осуществляется в три этапа.
I этап – анамнестический – на первой ступени обучения - выявление одаренных детей, учитывая их успехи в какой-либо деятельности.
По результатам различных конкурсных, творческих работ, а также в ходе беседы с учителем.
II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих способностей и особенностей ребенка.
III этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогу, задача которого - сформировать и углубить способности ученика.
Учитывая особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.
Успешный учитель для одаренных детей – это прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
В рамках индивидуальных программ обучения одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным разделам декоративно прикладного искусства.
Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся. Программы обучения должны:
– учитывать интересы одаренного ребенка
– поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности. С бисером я работаю на протяжении последних пяти лет. Учащимся очень нравится это увлекательное занятие. Работы детей мы показываем на творческих выставках в районе, в области. Чтобы в дальнейшем развивать это направление, для одаренных детей я предлагаю свою авторскую программу по «Бисерное рукоделие»