Основные задачи Центра:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда обучающихся в возрасте преимущественно от 4 до 18 лет;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Основные направления деятельности МКОУ Центр ДОД:
- реализация программ дополнительного образования детей различной направленности;
- методическая работа по повышению профессионального мастерства педагогических работников, организующих учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях района;
- педагогическая поддержка детского общественного движения в районе, ученического самоуправления;
- психолого-педагогическая поддержка и сопровождение образовательного и семейного воспитания;
- всемерная поддержка одарённых и талантливых детей, детей с ограниченными возможностями.
В соответствии с требованиями к содержанию и оформлению общеобразовательных программ дополнительного образования детей в МКОУ Центр ДОД проведена разработка новых (Робототехника, Туризм, Ритм, Грация, Родничок, Мечта, Народный танец), корректировка ранее созданных дополнительных общеобразовательных программ.
Учитывая потребности и запросы социума в течение учебного года совершенствовались имеющиеся образовательные программы. В 2013– 2014 учебном году педагоги дополнительного образования и тренеры-преподаватели работали по модифицированным образовательным программам дополнительного образования детей. Программы, составлены педагогическими работниками с учетом современных требований и потребностей обучающихся на основе примерных, разработанных и утвержденных Министерством образования. Программы ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей и подростков. Содержание программ обусловлено социальным заказом.
Обучающиеся, включённые программой в образовательный процесс, должны реализовать себя в этих областях, получив знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объёме и форме, которая наиболее адекватна их возрасту. Широкий спектр форм и методов повышения педагогического мастерства и анализ открытых учебных занятий существенно влияют на качество учебно-воспитательного процесса, содействуют формированию творческого педагогического коллектива.
В 2013-2014 учебном году преподавание велось по 59 образовательным программам. В этом учебном году были утверждены 7 новых образовательных программ.
Программы декоративно-прикладной, художественно-эстетической направленностей развивают творческую активность, неординарное мышление, развивают чувство прекрасного, формируют фантазию, художественный вкус, реализуют принцип умения, интереса, воспитание самосознания, удовлетворенности, национальной ценности.
Декоративно-прикладная направленность была представлена программами дополнительного образования:
«Бисерное рукоделие», «Работа с природным материалом», «Хозяюшка», «Умелые руки», «Фэнтези», «Дизайн», «Волшебник это Я», «Бумка», «Народные промыслы», «Чудо-бисер», «Юные умельцы», «Швея»
Художественно-эстетическая направленность была представлена следующими образовательными программами:
«Русичи», «Радуга», «Ритм», «Музыкальная капель», «Мальвина», «Грация», «Волшебные краски», «Волшебные куклы», «Родничок», «Лицедеи», «Мечта», «Мираж», «Фа-соль-ка», «Художник-тюбик», «Народный танец».
Программы социально-педагогической направленности ориентируют на формирование здорового образа жизни, профилактику наркозависимости, способствуют социальной адаптации обучающихся.
Все программы несут в себе функцию формирования творческого потенциала обучающихся и воспитание духовно-нравственной личности через весь комплекс знаний, умений, навыков.
В учебном плане предусмотрена программа Школы раннего развития детей “Филиппок” для детей 4–7-летнего возраста, не посещающих дошкольные учреждения.
Школа раннего развития построена так, чтобы помочь “раскрыться” каждому ребенку, не пропустить в нем зародившегося стремления и желания развивать и совершенствовать свои творческие способности.
Данная направленность была представлена образовательными программами:
«ПУЛя», «Поющие сердца», «По дороге к Азбуке», «Знайка», «Звезды барабы». Программы научно-технической и спортивно-технической направленностей начальное техническое творчество, технические виды спорта, информатика и вычислительная техника
Научно-техническая направленность была представлена программами дополнительного образования:
«Начальное техническое моделирование», «Радиоконструкторский», «Юные инспекторы ГИБДД», «Судомодельный», «Юный информатик», «Мир мультимедиа технологий».
Спортивно-техническая направленность представлена следующими программами:
«Авиамоделизм», «Моделист - конструктор».
Программы эколого-биологической и краеведческой направленности расширяют и углубляют знания обучающихся по биологии и экологии, интегрируют обучающихся в деятельность, направленную на исследование и поддержание экологического качества городской среды, способствуют формированию экологической культуры, профессиональному самоопределению старшеклассников.
Данная направленность была представлена программами:
«Азбука натуралиста», «Любознательный юннат», «Растительный мир», «Экология в экспериментах», «Эколашка», «В мире животных», «Память», «Истоки», «В гостях у деда краеведа»
Программы физкультурно-спортивной направленности способствуют духовно-нравственному и физическому развитию личности, раскрытию через физические нагрузки индивидуальных особенностей организма, направлены на формирование здорового образа жизни. Учебный процесс в коллективах спортивной направленности строится в зависимости от физической подготовленности детей и спортивных достижений.
Данная направленность реализует программы дополнительного образования:
«Баскетбол», «Волейбол», «Футбол», «Пауэрлифтинг», «Общая физическая подготовка», «Дзюдо».
Программа военно-патриотической направленности. Данная направленность реализует программу военно-патриотических клубов “Каскад”, «Русский витязь», «Маленький патриот»
Учебный план отражал образовательную деятельность и направления, учитывающие социальный заказ района, постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности обучающихся от 4 до 18 лет, их родителей, социальной сферы в целом, реализовал идею интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития личности, решал образовательные задачи, стоящие перед Центром на конкретный период его деятельности.
В соответствии с моделью образовательной деятельности, направленной на формирование духовно-нравственной личности, образовательные программы МКОУ Центр ДОД имеют три уровня.
1. Программы, развивающие личность обучающегося- I уровень
Они дают информацию об интересующем виде деятельности или области знаний, создают детям условия для самопознания посредством предметно-практической деятельности, нацелены на получение сведений по интересующему предмету и формирование элементарных знаний, умений и навыков в определенной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
2. Специализированные или профилированные программы – II-III уровень
Эти программы дают детям информацию о прикладных видах деятельности: вооружают навыками и умениями по выбранному профилю, готовят обучающихся к будущей самостоятельной жизни и несут определенную профориентационную нагрузку, дают возможность обучающимся самореализовать себя в разных сферах практической творческой деятельности.
3. Профессионально-ориентированные программы – IV уровень
Программы дают углубленные знания по выбранным обучающимися образовательным областям, предусматривают индивидуальную траекторию развития (допрофессиональное и социальное самоопределение), рассчитаны на детей старшего школьного возраста, создают условия для продолжения развития, постоянного наращивания потенциала, овладения навыками самостоятельной творческой деятельности.
Все программы, кроме авторской образовательной программы ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Экология в экспериментах» модифицированные. Срок образовательных программ рассчитан на 2 и более года. Программы факультативных курсов на 1 год.
В течение 2013 года администрацией МКОУ Центр ДОД были созданы необходимые условия для осуществления профессиональной подготовки по программе «Швея». Программа рассчитана на 600 часов и включает теоретический и практический материал, который возможно изучать 2, 3 или 4 учебных года (по согласованию с руководителями ОУ, по желанию школьников). Таким образом, профессиональной подготовкой могут быть охвачены обучающиеся, начиная с 7 класса.
В 2013-2014 учебном году по организации профессиональной подготовки МКОУ Центр ДОД сотрудничал с 7-ю образовательными учреждениями Барабинского района (МБОУ СОШ №93, МКОУ СОШ №47, МКОУ СОШ №1, МКОУ Шубинская СОШ, МКОУ Казанцевская ООШ,МКОУ Беловская ООШ). Было скомплектовано 3 творческих объединения с общим обхватом 48 обучающихся. Двухгодичное обучение по программе прошли 6 учащихся.
Таким образом, программное обеспечение учебного процесса отвечает целям и задачам деятельности Центра как пространства, на котором обучающимся создаются условия для свободного выбора сферы деятельности и реализации себя в творческом образовательном процессе. Основными формами контроля реализации общеобразовательных программ являются:
- педагогический мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся по объединениям, который осуществляется педагогами;
- административный контроль: посещение занятий, мероприятий, проверка журналов;
- анализ полноты реализации общеобразовательных программ.
Комплекс мероприятий в данном направлении позволил сделать вывод о том, что полнота реализации программ за учебный год по Центру в целом составило 95%. 1 программа была не реализована по причине больничного листа с сентября по февраль.
Широкий спектр образовательных программ на данный момент достаточно в полном объёме удовлетворяет образовательные потребности социума. Мониторинг образовательного процесса в коллективах показал, что во всех объединениях обучающиеся успешно освоили программный материал.